Или встреча с работодателем — это не экзамен.

Я давно работаю в области подбора персонала и подготовка кандидатов к интервью с работодателем – это часть моего стандартного рабочего дня. И я заметила одну простую истину: стандартные рекомендации – не нервничать, быть уверенным в себе, — работают с обратным эффектом. Легко сказать: «Будьте позитивным, улыбайтесь, не переживайте». Как реализовать все эти советы разом, если последний раз вы проходили интервью 10 лет назад, — для меня большая загадка. И я выработала свою систему подготовки кандидата, которая помогает мне и моим клиентам проходить интервью уверенно.

Перед тем как мы перейдем к конкретным рекомендациям, хочу пояснить, что прохождение интервью – это навык. Часть кандидатов проходит интервью спокойно, т.к. они обладают врожденными качествами, позволяющими выгодно себя презентовать, или у них был большой опыт (например, в области продаж), и частая практика позволила эти навыки приобрести. Если так вышло, что у вас нет набора нужных качеств и большого опыта переговоров, их не так уж и сложно приобрести. Достаточно понять основные принципы.

Основное, во что нужно поверить и принять: интервью – не школьный экзамен. Это процесс переговоров двух равноправных сторон. С одной стороны работодатель, который хочет купить время, навыки и опыт кандидатов, с другой стороны весь этот прекрасный набор представляет и презентует человек, который давно все основные экзамены в своей жизни прошел. Вы можете чего-то не знать или дать сомнительный ответ – это нормально, т.к. мы живые люди и каждый из нас несовершенен. Итак, начнем.

Не рассказывайте всю свою жизнь в мельчайших подробностях. По сути, работодатель ждет от кандидата ответ на три вопроса:

1. Почему Вы здесь? (мотивация)

2. Что Вы предлагаете? (умения, навыки, опыт)

3. Сколько это стоит? (ожидания дохода от нового места работы).

Если вы прочитаете описание вакансии и компании за 1 день до интервью и ответите на эти три вопроса письменно, то работодателю будет с вами на интервью комфортно. Могу дать гарантию, что с большой вероятностью встреча пройдет позитивно.

Если на интервью задали вопрос, на который вы не знаете ответ, – не паникуйте. Вспоминаем, что совершенных людей нет. Действительно, пробелы знаний могут быть у всех и большинство работодателей готовы давать время на обучение или изучение новых участков работы. Здесь важно другое — вам нужно продемонстрировать наличие навыков самообучения и мотивации к развитию.

Алгоритм действий такой:

  • признать, что на данный вопрос полный ответ дать не можете, т.к. не сталкивались ранее в работе, не изучали и т.д;
  • рассказать, что знаете и в чем уверены и далее предположить какими были бы ваши действия, если такая задача возникнет в будущем;
  • предложить работодателю вторую встречу, к которой вы сможете
  • подготовиться по вопросам, с которыми не сталкивались.

Не отвечайте на вопрос, который никто не задавал. Очень многие кандидаты любят обстоятельно рассказать о себе всё с момента рождения и углубиться в детали так, что сами путаться начинают. Ваши собеседники умные люди, если захотят уточнить, то обязательно сделают это, не поймут — переспросят. Ваша задача коротко и четко ответить на вопрос. Помните, нормальный человек легче всего запоминает и воспринимает информацию в течение первых 2-х минут. Поэтому лучше давать короткие ответы в несколько заходов, чем один длинный, непонятный и запутанный.

Не вставайте в позицию человека, который ищет оправдания своим поступкам или решениям, еще хуже объяснять причины уходов с предыдущих мест работы в манере исповеди. Мы работаем в условиях рыночной экономики. Переходы случаются, как и ошибки, но наша задача аргументировано дать ответ о мотивах наших действий на определенный момент, а еще лучше подкрепить выводами, которые сделаны вами на будущее. Такой способ отлично демонстрирует способности работы кандидата в различных условиях и его стрессоустойчивость.

Ориентация на работодателя и вакансию должна быть искренней. Я могу привести сотни примеров, когда мои клиенты выбирали кандидата с потенциалом и более яркой мотивацией, а не эрудированных экспертов. Специалист с возможностями к развитию и осознающий все плюсы работы в компании будет работать дольше, стараться больше, расти и развиваться стабильно, а следовательно, в перспективе более выгоден компании.

Будьте вежливы и тактичны. Переговоры с работодателем  – процесс непредсказуемый, на него могут повлиять совершенно разные события, от погоды до событий, которые произошли в течение рабочего дня с вашим интервьюером. На большинство происшествий мы повлиять не можем, но оставаться вежливыми, тактичными и чуткими людьми в наших силах. Все люди с разным восприятием и, если вам, что-то показалось неуместным и странным, ответьте вежливо и поставьте в уме галочку на случай офера от этой компании. В комнату для переговоров может и дракон прилететь, но оставаться профессионалом – вопрос вашего чувства собственного достоинства.

Помните, ваша цель  – получить офер в компании, а не установить справедливость во всем мире, научить работодателя, как организовать работу в компании или отстоять свою точку зрения любой ценой. Вы предлагаете свое время и опыт за деньги. И здесь уместна простая фраза: «Ничего личного – только бизнес». Решение в любом случае остается за вами, но принимать его нужно с холодным расчетом, когда вы уже встретились с разными представителями компании и сделали вывод.

Желаю вам удачи на интервью и получить офер мечты!

About the Author Maria Safronova

Я верю, что достойное применение своему профессиональному опыту и знаниям можно найти всегда. И я считаю, что лучший способ сделать это - изучить себя и развить навыки коммуникации с окружающими людьми. Моя миссия, как рекрутера, тренера или консультанта упростить процессы поиска идеального способа реализовать профессиональный опыт или потенциал на текущем рынке. Я консультирую, как в области постановки профессиональных и карьерных целей, так и в развитии навыков коммуникации и прохождении интервью с работодателями. Более 15 лет я консультирую работодателей и кандидатов, этот опыт предоставил мне колоссальную возможность изучить и проанализировать: • процессы коммуникации кандидатов и работодателей • этапы развития карьеры различных людей • способы постановки карьерных целей и их реализации.
%d такие блоггеры, как: